Рубрика: Инструменты

Такелажная скоба: разновидности, назначение и сфера применения

Такелажная скоба – это крепежное устройство, состоящее из нескольких элементов, которые обеспечивают надежную фиксацию при подъеме и перемещении различных грузов. Главным фактором при использовании приспособления является безопасность, поэтому его производство контролируется регламентом ГОСТ, а также несколькими зарубежными стандартами.


Конструкция такелажных скоб

Независимо от формы, скоба имеет спинку, лапы и проушины, в которые вставляется штифт (штырь или палец) – цилиндрический стержень, замыкающий конструкцию. Он может иметь наружную или внутреннюю резьбу и фиксироваться гайкой или винтом. Также для фиксации используются шплинты, которые продеваются в отверстия стержня. Отверстия для фиксации могут быть расположены с наружной стороны скобы или же в теле проушины.


Основные типы и классификация

Прежде чем рассмотреть разновидности такелажных скоб, необходимо знать, что такое такелаж. Под этим понятием подразумевается набор различных приспособлений, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на производстве, в строительстве и других сферах деятельности: такелажные ремни, скобы, стальные стропы, канаты и т. п.

Скоба такелажная является не сложным устройством, которое представлено в виде прочной металлической скобы с ушками на концах, пальцем и фиксирующим элементом (винтом, гайкой, шплинтом). Она может классифицироваться по разным параметрам:

  1. По внешнему виду.
  2. Способу фиксации.
  3. Назначению.
  4. Материалам из которых изготовлена деталь.
  5. По размеру и воспринимаемым нагрузкам.
Скобы могут быть как грузоподъемными, так и для общего назначения.


Форма такелажных скоб

Скоба может иметь прямую U-образную или омегообразную (якорную, дугообразную, закругленную) форму с разогнутыми наружу у основания лапками. Их отличие в том, что прямая скоба имеет одинаковое между лапами по всей их длине, что в некоторых случаях вызывает неудобство. Дугообразный вариант компенсирует этот недостаток и позволяет применять устройство при разносторонней нагрузке.


Способы фиксации

Фиксация такелажных скоб зависит от типа используемого штифта. Они бывают резьбовые и шплинтовые причем оба имеют специальную шляпку на одном конце, которая не дает выскользнуть через проушину. С другой стороны имеется внутренняя или наружная резьба, на которую накручивается гайка, барашек, обух или флажок. В шплинтовых пальцах с противоположной стороны шляпы на конце имеется отверстие, в которое продевается шплинт. Таки образом палец фиксируется с обоих концов, что предотвращает его выпадение из проушин.

Некоторые модели скоб могут иметь внутреннюю резьбу на одной из проушин. Для их фиксации палец просовывают через отверстие без резьбы, чтобы его конец с резьбой до упора вкрутился в резьбовое ухо. Самый обычный шплинт представляет собой небольшую металлическую шпильку, которую продевают отверстие до упора, а затем разгибают ее концы, чтобы она не выпадала и надежно фиксировала палец.

Учитывая небольшие размеры деталей такелажной скобы, то при частой эксплуатации они могут потеряться. Чтобы избежать этого, используют устройства с дополнительной фиксацией:

  1. Скобы с двумя резьбовыми проушинами.
  2. Шплинтовое отверстие на конце резьбы пальца.
  3. Отверстие для шплинта, проходящее через одно из ушей скобы и тело штифта.
Наиболее надежным вариантом являются штифты с комбинированной фиксацией – обычной или корончатой гайки с отверстием для шплинтовки. Такие скобы обычно не имеют резьбы в проушинах, поэтому штифт свободно вставляется, затем с обеих сторон закручиваются гайки, которые фиксируются шплинтами. Такой вариант вполне безопасен в плане самопроизвольного выпадения пальца, но недостаточно удобен, учитывая его конструкцию и трудоемкость сборки.

Материалы и покрытие

При изготовлении такелажных скоб используют материалы, которые зависят от назначения, сферы и условий использования:
  1. Из углеродистых марок стали без покрытия.
  2. Из оцинкованной или окрашенной стали.
  3. Из нержавеющей стали. Применяются в условиях агрессивной среды.
  4. Из закаленной стали, используемой в условиях высоких температур.
  5. Из термостойкой стали, эксплуатируемой при температуре от -40 градусов и ниже.
Самым оптимальным вариантом для производства такелажных скоб являются марки аустенитной стали А2 или А4.

Область применения и назначение

По своему назначению они могут использоваться в следующих случаях:
  • при перемещении, подъеме и транспортировке грузов;
  • для буксировки транспортных средств;
  • для временной фиксации грузов;
  • для соединения тросов, цепей, канатов.
Такелажные скобы предназначены для грузов массой от 100 кг до нескольких тонн. В зависимости от веса, увеличиваются прочностные свойства и размеры устройства.

Монтаж и крепление

Чтобы собрать скобу в рабочее состояние, нужно вставить палец в проушины и закрутить гайку или барашек до упора, а затем зашплинтовать если в устройстве предусмотрено такое отверстие. Если таковое имеется, то использование скоб без шплинта строго запрещается правилами безопасности.

Также запрещается использовать неисправное устройство. В практике это может быть штифт, который не вставляется до самого упора из-за его деформации или он не предназначен для конкретной скобы. В таких случаях нарушается фиксация пальца. Если гайка туго накручивается на резьбу или не доходит до конца, такое устройство также нельзя использовать.

Если при использовании строп груз при подъеме висит не равномерно, можно устранить эту проблему, добавив по шайбе с обеих сторон троса. Это минимизирует зазоры, и выровняет груз.

Перед эксплуатацией такелажных скоб необходимо проверять целостность всех деталей механизма. Наличие трещин, сколов, деформации и других повреждений одного из элементов говорит о его непригодности. При это не рекомендуется устранять проблему: выравнивать, сваривать или подвергать какому-либо физическому воздействию. Нужно просто найти соответствующую деталь и заменить.

Пожалуйста, сделайте репост;)