Конструкция такелажных скоб
Независимо от формы, скоба имеет спинку, лапы и проушины, в которые вставляется штифт (штырь или палец) – цилиндрический стержень, замыкающий конструкцию. Он может иметь наружную или внутреннюю резьбу и фиксироваться гайкой или винтом. Также для фиксации используются шплинты, которые продеваются в отверстия стержня. Отверстия для фиксации могут быть расположены с наружной стороны скобы или же в теле проушины.
Основные типы и классификация
Прежде чем рассмотреть разновидности такелажных скоб, необходимо знать, что такое такелаж. Под этим понятием подразумевается набор различных приспособлений, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на производстве, в строительстве и других сферах деятельности: такелажные ремни, скобы, стальные стропы, канаты и т. п.
Скоба такелажная является не сложным устройством, которое представлено в виде прочной металлической скобы с ушками на концах, пальцем и фиксирующим элементом (винтом, гайкой, шплинтом). Она может классифицироваться по разным параметрам:
- По внешнему виду.
- Способу фиксации.
- Назначению.
- Материалам из которых изготовлена деталь.
- По размеру и воспринимаемым нагрузкам.
Форма такелажных скоб
Скоба может иметь прямую U-образную или омегообразную (якорную, дугообразную, закругленную) форму с разогнутыми наружу у основания лапками. Их отличие в том, что прямая скоба имеет одинаковое между лапами по всей их длине, что в некоторых случаях вызывает неудобство. Дугообразный вариант компенсирует этот недостаток и позволяет применять устройство при разносторонней нагрузке.
Способы фиксации
Фиксация такелажных скоб зависит от типа используемого штифта. Они бывают резьбовые и шплинтовые причем оба имеют специальную шляпку на одном конце, которая не дает выскользнуть через проушину. С другой стороны имеется внутренняя или наружная резьба, на которую накручивается гайка, барашек, обух или флажок. В шплинтовых пальцах с противоположной стороны шляпы на конце имеется отверстие, в которое продевается шплинт. Таки образом палец фиксируется с обоих концов, что предотвращает его выпадение из проушин.Некоторые модели скоб могут иметь внутреннюю резьбу на одной из проушин. Для их фиксации палец просовывают через отверстие без резьбы, чтобы его конец с резьбой до упора вкрутился в резьбовое ухо. Самый обычный шплинт представляет собой небольшую металлическую шпильку, которую продевают отверстие до упора, а затем разгибают ее концы, чтобы она не выпадала и надежно фиксировала палец.
Учитывая небольшие размеры деталей такелажной скобы, то при частой эксплуатации они могут потеряться. Чтобы избежать этого, используют устройства с дополнительной фиксацией:
- Скобы с двумя резьбовыми проушинами.
- Шплинтовое отверстие на конце резьбы пальца.
- Отверстие для шплинта, проходящее через одно из ушей скобы и тело штифта.
Материалы и покрытие
При изготовлении такелажных скоб используют материалы, которые зависят от назначения, сферы и условий использования:- Из углеродистых марок стали без покрытия.
- Из оцинкованной или окрашенной стали.
- Из нержавеющей стали. Применяются в условиях агрессивной среды.
- Из закаленной стали, используемой в условиях высоких температур.
- Из термостойкой стали, эксплуатируемой при температуре от -40 градусов и ниже.
Область применения и назначение
По своему назначению они могут использоваться в следующих случаях:- при перемещении, подъеме и транспортировке грузов;
- для буксировки транспортных средств;
- для временной фиксации грузов;
- для соединения тросов, цепей, канатов.
Монтаж и крепление
Чтобы собрать скобу в рабочее состояние, нужно вставить палец в проушины и закрутить гайку или барашек до упора, а затем зашплинтовать если в устройстве предусмотрено такое отверстие. Если таковое имеется, то использование скоб без шплинта строго запрещается правилами безопасности.Рекомендуем прочитать:
Если при использовании строп груз при подъеме висит не равномерно, можно устранить эту проблему, добавив по шайбе с обеих сторон троса. Это минимизирует зазоры, и выровняет груз.
Перед эксплуатацией такелажных скоб необходимо проверять целостность всех деталей механизма. Наличие трещин, сколов, деформации и других повреждений одного из элементов говорит о его непригодности. При это не рекомендуется устранять проблему: выравнивать, сваривать или подвергать какому-либо физическому воздействию. Нужно просто найти соответствующую деталь и заменить.