Особенно опасно подобное положение дел в холодное время года, поскольку медленный текущий теплоноситель может замерзнуть, и работа всей системы будет нарушена. Вот почему зимой интернет-поисковики заполняются запросами типа «насос циркуляционный для отопления ремонт своими руками» — в случае поломки этого прибора в морозный период действовать необходимо быстро, а специализированные мастерские доступны далеко не всегда.
К счастью, отремонтировать это оборудование самостоятельно не составляет труда даже для не слишком опытных хозяев. Сегодня вы сможете получить от нас инструкцию по всем производимым работам, а также узнать, как можно не допустить большинства поломок в дальнейшем. Итак, приступим.
Элементы насоса
Для начала, давайте разберемся, из каких элементов состоит конструкция насоса:- корпус, имеющий цилиндрическую форму. Для его изготовления применяются различные металлы: латунь, бронза, нержавеющая сталь, чугун. Первые три отлично себя зарекомендовали для использования в любой системе водоснабжения: они не ржавеют, почти не забиваются и долго служат. Чугун же, хоть и обладает отличными характеристиками, для отопительной системы не слишком подходит, поскольку слишком чувствителен к перепадам температур — от них он может растрескаться. Учтите этот момент при приобретении насоса, тогда производить ремонтные работы можно будет гораздо реже;
- электродвигатель с ротором. Этот элемент размещается внутри корпуса. Мощность двигателя зависит от того, какую именно модель насоса вы приобрели. Она должна соответствовать техническим требованиям системы отопления в вашем доме;
- рабочее колесо с лопастями. Именно за счет его вращения происходит стимуляция тока теплоносителя. Колесо с лопастями расположено на роторе и сделано либо из нержавейки, либо из суперпрочных полимеров.
По этой причине циркуляционные насосы с «сухим» ротором устанавливаются только в том случае, если отопительный котел находится в отдельном помещении, которое располагается на расстоянии от жилых комнат. В противном случае, постоянный громкий гул просто не даст спать вам и вашим домочадцам.
У «мокрого» ротора такой проблемы нет, он работает довольно тихо, поэтому его можно устанавливать в систему даже в том случае, если для размещения ее ключевых элементов не предусмотрено отдельной котельной. В соответствии с названием, данный тип устройства не «прячется» в отдельный блок, а располагается прямо в теплоносителе.
Недостатком «мокрого» ротора является более низкий коэффициент полезного действия, чем у «сухого». Соответственно, в процессе работы он потребляет большее количество электроэнергии. Но это не слишком высокая плата за возможность спокойно спать по ночам.
Напоследок давайте рассмотрим, как вообще работает циркуляционный насос. Все просто. Колесо с лопастями вращается за счет включенного электромотора. Идущая сквозь оборудование жидкость при этом раскидывается по стенкам цилиндрического корпуса, а оттуда, под воздействием центробежной силы, уходит в трубопровод через выходной патрубок.
Давление при этом резко снижается, за счет чего и поступает следующая порция теплоносителя. Таким образом, оборудование работает постоянно и непрерывно.
Процесс разборки

Зная, из чего состоит конструкция циркуляционного насоса, вы сможете разобрать ее без особых проблем. При этом необходим самый минимальный набор инструментов: крестовая отвертка и шестигранник. Также вам может пригодиться «жидкий ключ» — состав, разрушающий накипь, которая склеивает элементы конструкции при длительной непрерывной работе устройства.
После того как вы запаслись всем необходимым, сделайте первый важный шаг — отключите прибор от электропитания. Всегда помните о том, что производить какие-либо работы с электрооборудованием, находящимся под напряжением, строжайше запрещено. Это несет прямую угрозу вашей жизни, поэтому не забывайте своевременно вытащить вилку из розетки.
Второе, что необходимо сделать — это отсоединить устройство от того места, где оно установлено. Сначала перекройте ток теплоносителя с помощью запорных вентилей. Обычно они располагаются перед насосом и после него. Также перекройте краны, отвечающие за ток теплоносителя через байпас, если в вашей системе предусмотрен такой обходной путь.
Теперь раскрутите фитинги, с помощью которых циркуляционный насос подключен к системе, и снимите устройство. Приступаем к разборке.
- Осмотрите болты, которые удерживают на месте крышку цилиндрического корпуса. Если вы видите на них накипь, обработайте соответствующие места «жидким ключом» и подождите результата в течение времени, указанного на упаковке средства. Затем открутите болты. Не стоит игнорировать применение «жидкого ключа» и пытаться решить вопрос исключительно с помощью физической силы. Так вы можете сильно повредить элементы конструкции, исключив возможность их последующего восстановления.
- Снимите крышку и загляните внутрь устройства. Там расположен ротор, зафиксированный с помощью болтов или специальных крепежей. Все фиксаторы также выкрутите, при необходимости используя «жидкий ключ», а затем вытащите ротор.
- Далее произведите визуальный осмотр самого ротора и тех элементов, что скрывались под ним в корпусе. Если их поверхности не обладают видимыми дефектами — трещинами, сколами и т. д., ниже выясним подробнее, что могло послужить причиной поломки. Если же вы все же обнаружили какую-то явную неполадку, то сломанную деталь необходимо заменить на новую.
Причины и устранение неполадок
Теперь давайте разберем, какие неполадки могут возникать при эксплуатации циркуляционного насоса. Наиболее явную мы уже рассматривали — если треснула какая-то из деталей, то необходимо заменить либо ее, либо все устройство целиком. Но бывают неисправности, не требующие столь радикальных действий:- насос включается, но ротор не работает. Если главный элемент циркуляционного оборудования отказывается вращаться, то самой очевидной причиной являются неполадки с поставкой электропитания. Например, если в сети часто происходят скачки напряжения, то предохранитель в насосе начинает плавиться, тем самым размыкая электрическую цепь. Решение проблемы в данном случае состоит из двух действий. Во-первых, наладьте работу сети. Во-вторых, замените предохранитель на новый. Если же с ним изначально все в порядке, то тщательно осмотрите остальные элементы, отвечающие за получение электропитания устройством. При обнаружении повреждений провода или выключателя их также следует заменить. Использовать в сломанном виде их категорически нельзя, так как это может привести и к полной поломке оборудования, и к получению вреда для здоровья хозяев. Еще один момент, который следует проверить — это то, в каком состоянии находится обмотка электромотора. Здесь важен показатель сопротивления, который измеряется с помощью мультиметра. У некоторых моделей ротора он должен составлять от 10 до 15 Ом, у других — от 35 до 40 Ом. Это зависит от конкретного оборудования. Сопротивление, присущее нормально работающей обмотке обычно указано в технической документации, прилагаемой к устройству. Если же мультиметр при проверке выдает бесконечность или что-то около нуля, то это значит, что обмотка вышла из строя, и этот элемент придется менять;
- насос перегревается. В норме температуры этого устройства и трубы должны совпадать. Если вы обнаружили, что насос значительно горячее необходимого, то тому может быть несколько причин. Первая из них — неправильно выполненный монтаж. В этом случае вы будете наблюдать перегрев сразу же, как только установили новый насос. Исправить это можно единственным образом — заново все разобрать и собрать так, как надо. Второй причиной может быть засорение устройства. Чаще всего это свойственно отопительным системам, в обустройстве которых используются элементы, подверженные коррозийным процессам — например, трубы из стали низкого качества. Частицы ржавчины, образующейся на внутренних стенках, иногда отваливаются, и теплоноситель несет их туда, куда идет сам — в том числе, и в циркуляционный насос. Если последний забивается, то ему приходится применять больше усилий, чтобы обеспечить нормальный ток жидкости, отсюда и возникает перегрев. Проблема решается прочисткой фильтра, установленного внутри устройства, а также всех элементов оборудования, куда забилась грязь. Третья возможная причина перегрева — недостаточное количество или полное отсутствие смазки на подшипниках. Это приводит к ухудшению их работы и к истиранию элементов. Решение проблемы очевидно — нужно смазать детали заново. И четвертая причина перегрева, о которой стоит упомянуть — это слишком малое напряжение в электросети. Для того чтобы насос нормально работал, ему необходимо 220 В. Если вы обнаружили, что в вашей сети напряжение меньше, то с циркуляционным оборудованием разбираться бесполезно — корректируйте поставку электропитания;
- теплоноситель циркулирует с недостаточным напором. Это тоже говорит о каких-то неполадках в работе оборудования. Как и в случае с перегревом, важную роль здесь может играть засорение элементов конструкции. Метод исправления все тот же — прочистка. Также, если в вашей сети напряжение не 220 В, а 380 В, обязательно проверьте правильность подключения насоса. Часто бывает так, что электропровод подсоединен не к той фазе, отсюда и проблемы с мощностью оборудования.
Рекомендуем прочитать:
Кстати, вы можете значительно облегчить себе жизнь, если изначально приобретете оборудование с датчиками перегрева и сухого хода. Они будут отслеживать состояние дел и при возникновении проблем сразу же отключать насос, сигнализируя вам тем самым о неполадках. Такой подход поможет избежать серьезных ремонтных работ, ведь чем раньше обнаружена неисправность, тем меньше ущерба будет нанесено оборудованию.
Уверены, что теперь вы легко справитесь и с разборкой, и с ремонтом циркуляционного насоса. Для закрепления информации посмотрите еще и видео, ссылка на которое расположена ниже. Успехов!